18 марта 2024 года Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным было подписано Постановление № 326 «Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве» (далее – Постановление №326).
В связи с нестабильной ситуацией в экономике, а также высоким размером действующей ключевой ставки рефинансирования, названная мера была вынужденной и, в первую очередь, была направлена на сохранение, поддержание и восстановление такого сектора экономики Российской Федерации как «строительная отрасль». Ведь надлежащие темпы строительства недвижимого имущества, обеспеченные ипотечным кредитованием платежеспособного населения, позволяют сохранять двойной (!тройной!) рост отечественной экономики на сегодняшний день в целом.
Надо отметить, что ранее в 2020 году Правительство Российской Федерации уже устанавливало мораторий с 3 апреля 2020 по 1 января 2021 года в качестве меры поддержания Застройщикам объектов строительства ДДУ.
Но речь не об этом, а о том, как именно последний нормативно правовой акт изменил порядок взыскания неустойки с Застройщика и участников строительства объектов ДДУ.
В частности, хотелось бы обратить внимание на то, что документ ориентирован в первую очередь на защиту интересов Застройщика и поддержание его хозяйствующей деятельности.
В интересах участника строительства ДДУ Постановление №326 лишь установило мораторий с 22.03.2024 по 31.12.2024 для начисления неустойки (пени) в случае нарушения установленного договором срока внесения платежа участником долевого строительства.
В связи с нестабильной ситуацией в экономике, а также высоким размером действующей ключевой ставки рефинансирования, названная мера была вынужденной и, в первую очередь, была направлена на сохранение, поддержание и восстановление такого сектора экономики Российской Федерации как «строительная отрасль». Ведь надлежащие темпы строительства недвижимого имущества, обеспеченные ипотечным кредитованием платежеспособного населения, позволяют сохранять двойной (!тройной!) рост отечественной экономики на сегодняшний день в целом.
Надо отметить, что ранее в 2020 году Правительство Российской Федерации уже устанавливало мораторий с 3 апреля 2020 по 1 января 2021 года в качестве меры поддержания Застройщикам объектов строительства ДДУ.
Но речь не об этом, а о том, как именно последний нормативно правовой акт изменил порядок взыскания неустойки с Застройщика и участников строительства объектов ДДУ.
В частности, хотелось бы обратить внимание на то, что документ ориентирован в первую очередь на защиту интересов Застройщика и поддержание его хозяйствующей деятельности.
В интересах участника строительства ДДУ Постановление №326 лишь установило мораторий с 22.03.2024 по 31.12.2024 для начисления неустойки (пени) в случае нарушения установленного договором срока внесения платежа участником долевого строительства.
Все остальные преференции и поблажки законодательно закреплены в интересах Застройщика, в частности:
За неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств по ДДУ Застройщиком не учитывается период с 22.03.2024 до 31.12.2024 включительно:
По предъявленным к Застройщику выше требованиям предоставляется отсрочка их исполнения до 31.12.2024.
Это значит, что, например, уже взысканная по суду в пользу участника ДДУ неустойка с Застройщика будет перечислена уполномоченным органом (банком или службой приставом) уже в новом 2025 году, после окончания действия моратория, установленного Постановлением № 326.
То есть содержащиеся в исполнительном документе требования, предъявленные к исполнению со дня вступления в силу настоящего постановления, в период отсрочки не исполняются банками или иными кредитными организациями, осуществляющими обслуживание счетов Застройщика.
При наличии судебного решения о взыскании таких требований за предшествующий период суд со ссылкой на Постановление № 326 указывает на предоставление такой отсрочки исполнения решения суда до 31.12.2024.
Размер иных финансовых санкций по ДДУ (не указанных в пункте 1 настоящей статьи) за неисполнение Застройщиком своих обязательств по договору за период с 01.07.2023 до 31.12.2024 исчисляется исходя из текущей ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей по состоянию на 01.07.2023 г – 7,5%.
Названное Постановление № 326 применимо в том числе к правоотношениям, которые возникли из ДДУ, заключенных до 22.03.2024.
Указанная оговорка законодателя касательно ее применения к правоотношениям в ретроспективе понятна и логически обоснована – ведь государство в целях стабилизации экономики в стране было вынуждено пойти на такую меру по снижению инфляции как повышение размера ключевой ставки рефинансирования, которая учитывается при расчете штрафных санкций, подлежащих взысканию с Застройщика.
За неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств по ДДУ Застройщиком не учитывается период с 22.03.2024 до 31.12.2024 включительно:
- при начислении неустойки за просрочку передачи объекта дольщику;
- при начислении процентов из-за расторжения договора или нарушения срока возврата средств дольщику;
- при определении размера убытков за нарушение обязательств по договору;
- при расчете неустоек, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
По предъявленным к Застройщику выше требованиям предоставляется отсрочка их исполнения до 31.12.2024.
Это значит, что, например, уже взысканная по суду в пользу участника ДДУ неустойка с Застройщика будет перечислена уполномоченным органом (банком или службой приставом) уже в новом 2025 году, после окончания действия моратория, установленного Постановлением № 326.
То есть содержащиеся в исполнительном документе требования, предъявленные к исполнению со дня вступления в силу настоящего постановления, в период отсрочки не исполняются банками или иными кредитными организациями, осуществляющими обслуживание счетов Застройщика.
При наличии судебного решения о взыскании таких требований за предшествующий период суд со ссылкой на Постановление № 326 указывает на предоставление такой отсрочки исполнения решения суда до 31.12.2024.
Размер иных финансовых санкций по ДДУ (не указанных в пункте 1 настоящей статьи) за неисполнение Застройщиком своих обязательств по договору за период с 01.07.2023 до 31.12.2024 исчисляется исходя из текущей ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей по состоянию на 01.07.2023 г – 7,5%.
Названное Постановление № 326 применимо в том числе к правоотношениям, которые возникли из ДДУ, заключенных до 22.03.2024.
Указанная оговорка законодателя касательно ее применения к правоотношениям в ретроспективе понятна и логически обоснована – ведь государство в целях стабилизации экономики в стране было вынуждено пойти на такую меру по снижению инфляции как повышение размера ключевой ставки рефинансирования, которая учитывается при расчете штрафных санкций, подлежащих взысканию с Застройщика.
Будем надеяться, что в ближайшем будущем экономическая ситуация улучшится, что приведет к снижению уровня ключевой ставки ЦБ РФ и отмене (а не пролонгации) моратория по неустойкам.
Для взыскания с Застройщика неустойки в срезе новых реалий, вы можете оставить заявку на бесплатную правовую оценку Вашего дела профессионалами команды Арбион.
Преимущества Арбион:
Для взыскания с Застройщика неустойки в срезе новых реалий, вы можете оставить заявку на бесплатную правовую оценку Вашего дела профессионалами команды Арбион.
Преимущества Арбион:
- Оплата по факту взыскания денежных средств с Застройщика!
- Ведение дела исключительно в формате онлайн: вам не придется приезжать ни в офис компании, ни в суд. Загружайте все необходимые документы через удобный личный кабинет на сайте arbion.pro.